Екатеринбург, ул. Переулок Красный, 12 (метро «Динамо»)
Запись по телефонам: +7 (343) 388-36-35, +7 904 176 32 95
Работаем ежедневно с 10:00 и до 20:00
   


     

Главная | Статьи | Психолог

«Красота и ребенок» - как не навредить из самых лучший побуждений?

 

Мы стремимся к гармонии внутри ребенка и вокруг него. Для этого прислушиваемся к мнению экспертов в разных областях, чем готовы поделиться с Вами.

Администрация салона красоты для детей

«моЯ ПРЕЛЕСТЬ».

 

 

«Пришел к парикмахеру, сказал, спокойный:
Будьте добры, причешите мне уши!
Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,
Лицо вытянулось, как у груши…»

Строчки из Маяковского вызывают улыбку? Знакомое чувство опасности парикмахерских ножниц, которому, будучи взрослыми, можно улыбнуться. Конечно же, это чувство знакомо не всем, часто его помнят мужчины, гораздо реже женщины. Может быть, потому, что в давние времена мальчиков не стригли и одевали в длинное платье лет до шести, их «прятали» от сглаза, от злых духов – так откликается память предков, а может быть, потому, что мальчиков стригут чаще, чем девочек – впечатления от процесса стрижки накапливаются.  Как стричь девочек и мальчиков: самим в домашних условиях, довериться знакомому парикмахеру или пойти в детский салон?  Чаще родители стригут малышей сами, порой удачно, иногда с немалыми эмоциональными затратами. Реже ведут к мастеру и не так часто – в детский специализированный салон.  У каждой ситуации есть свои достоинства и свои «подводные камни», все зависит от настроя родителей и индивидуальности ребенка. Поразмышляем о том, какие психологические факторы необходимо учитывать, подстригая малышей, и об  их неприятных переживаниях в процессе стрижки.

Современные представления психологов о ребенке можно определить словами Француазы Дольто: «Ребенок с большой буквы» не существует:  существует личность, переживающая пору детства, личность, которая, по сути, уже есть то, чем будет всегда». В основе личности маленького человека, его внутренней жизни – базовое доверие к миру и родителям, постоянный процесс обогащения образа Я.  Формирование образа Я, понимание своей индивидуальности и ценности – это база для счастливой и успешной жизни закладывается в раннем возрасте. Маленький человечек, опираясь на общение со взрослыми, родителями, сверстниками, интерпретируя события своей жизни, выстраивает в своем внутреннем мире образ себя. Так малыши учатся ценить и беречь свое тело, свое чувство целостности, обретают уверенность в своей индивидуальности. Первые важные, базовые чувства связаны с переживаниями своей телесности, с ощущениями, которые дает им их тело. Психологам известно, что у детей ощущение своего тела полнее и ярче, чем у взрослого и распространяется не только на ногти и волосы, но порой и на одежду. Малейшие изменения ощущений от тела остро воспринимаются и чувства локализуются  на тех частях тела, которым, по мнению малыша что-то угрожает. Наиболее глубокий след в душе ребенка оставляют события, насыщенные яркими переживаниями как негативными, так и радостными. Незначительные события с точки зрения взрослого могут оказаться важными и определяющими  для внутреннего мира малыша.
 

Такое событие как стрижка волос может оставить у ребенка ощущение несчастья, переживание своей слабости и незначительности, а  может подарить чувство собственной значимости и уверенности в себе, укрепить доверие к  взрослым, но возможно стрижка не станет значимым событием – все зависит от индивидуальных особенностей и предпочтений, как родителей, так и детей. Если стрижка волос оказывается событием внутреннего мира ребенка, то что переживают малыши и дети дошкольного возраста в различных ситуациях подстригания волос?


Ребенок обладает удивительной способностью считывать скрытые ощущения взрослых и верит этим ощущениям.  Теперь представьте, что он чувствует, когда близкий ему человек берет в руки ножницы, собираясь подстричь волосики на его голове, и боится быть неосторожным. В некоторых случаях стрижка дома превращается в драматическое событие, наполненное для малыша ожиданием неприятностей, угрозой лишиться чего-то важного: частички себя, любящего отношения  родителей, своего доверия к ним. Малыш защищается плачем, а ножницы в его представлении вырастают до огромных размеров. Взрослые считают, что эти ощущения забудутся ребенком, он с ними справится. Да, это так. Но останется опыт этих переживаний, который при сходных условиях всплывет на поверхность сознания и вызовет прежние смутные страхи. Они могут возникнуть уже по другому поводу. Если мама или папа уверены в своих действиях, поговорили с малышом о том, как это – стричь волосы и зачем, создали вокруг этого процесса атмосферу игры, озорства и приключения - можно смело устроить парикмахерскую дома и все пройдет хорошо.

А какие неприятные переживания поджидают впечатлительного малыша в обычном парикмахерском салоне? Интересно, что думает малыш о тетеньке с ножницами, которая собирается что-то отрезать на его голове и каковы размеры этих ножниц, по мнению малыша? Какая часть тела откликается на эти мысли, и какую часть себя больше всего чувствует малыш в этой ситуации, особенно в непривычной и мало интересной обстановке?  Перед стрижкой все чувства остро сосредотачиваются на коже головы и ушах, а острые ощущения сигнализируют об опасности и боли. Поэтому  ребенок воспринимает стрижку в таких условиях как опасную и болезненную процедуру – отрезают прядку и сразу  настигает ощущение боли, часто малыш ее ощущает как бы на всякий случай (срабатывает инстинкт самосохранения) и оправдывает эти ощущения тем, что тетенька с ножницами хочет отрезать ему уши. (а вдруг это правда? Кто знает этих парикмахеров? -  вспомним фильм про Суини Тодда – это уже ироничные кошмары взрослых). Конечно, это крайний случай, возможно, впечатления у ребенка не будут такими яркими. Если исходить из того, что каждое событие в жизни ребенка оставляет впечатление, то может быть это впечатление не оставлять на волю случая, а позаботиться о том, чтобы событие оставило радостные и светлые чувства?

     Посещение детской парикмахерской может косвенно решить ряд воспитательных задач:

1. Обогатить событийную жизнь малыша и подарить ему  впечатления от обстановки салона и возможности исследовать новое яркое пространство.

2. Поддержать формирование бережного отношения к себе и своей внешности.

3. Подчеркнуть ваше уважение к индивидуальности ребенка

 

Ирина Зайцева,

детский психолог Семейного Центра Образования и Развития «Чудо-Ребенок»

www.chudo-rebenok.com

Главная | Статьи | Психолог